ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Что такое "Мунтеница"

Что такое "Мунтеница"

Творческая способность человеческого духа, порождающая литературу, остаётся неизменна на протяжении веков. Однако формы, в которые отливается эта способность, зависят от времени… и от техники. Не от литературной техники – от предельно приземлённого уровня развития технических средств. Так, поэзия – наиболее древняя из известных нам форм организации текста. Связано это с тем, что до изобретения письменности и в тот долгий период, когда письменные источники были малочисленны и дОроги, культовые и попросту занимательные повествования (к ним, по существу, относятся и поэмы Гомера) передавались из уст в уста. А запомнить стихи легче, нежели прозу.

Современная проза – искусство постгутенберговское. Толстый роман, которым сейчас никого не удивить, родился лишь после того, как всем стали доступны достижения книгопечатания, и легко понять, почему. Труд переписчика тяжёл; попробуйте переписать от руки хотя бы рассказ! Естественно, размножались главным образом тексты сакрального характера, а также имеющие чрезвычайную популярность. Чистому самовыражению, рассчитанному на немногих знатоков, ход к читателю был закрыт. Если бы Джойс каким-то чудом родился в средние века, вряд ли нашлось бы достаточное количество безумных переводчиков, размноживших "Улисса". И гениальный ирландец канул бы в небытие…

В наши дни литература столкнулась с новым вызовом, на который, выражаясь языком Тойнби, предстоит дать ответ. Гиперссылки, виртуальное пространство, сетевые энциклопедии – всё это меняет не только представление о тексте, но и самый текст, открывая новые возможности композиции литературного произведения, организации его бытия. Раньше контекст данной конкретной книги складывался из книг, прочитанных ранее её читателем – крайне произвольно и, в ряде случаях, неполно. Сейчас автор способен ввести нужный ему бэкграунд в саму книгу – путём гиперссылок на уже существующие в сети произведения. Раньше текст, напечатанный на пронумерованных страницах, наглухо вмурованных в обложку, заставлял читателя двигаться от начала к концу в строго определённом порядке – точно червя, ползущего по абсциссе хронологии. Сейчас есть возможность сломать эту жёсткую заданность, вследствие чего читатель будет перескакивать от эпизода к эпизоду, от главы к главе так, как ему заблагорассудится, получая каждый раз новые смыслы. Вместо плоскостной композиции образуется кубическая, сферическая… в общем, всё зависит от вас. От вас, автор – и от вас, читатель, поскольку вы становитесь полноправным участником игры в произведение, можно сказать, его сотворцом.

"Мунтеница", в которую Вы, уважаемый сотворец, уже вошли, представляет собой как раз такую, новейшей генерации, книгу, которая не хочет отвердиться в "нормальную", бумажную. Её многовариантность делает легальными и стилевую разноголосицу, и многочисленные несовпадения, возведённые в принцип. В ряде случаев интернетные ссылки серьёзно влияли на замысел, приходилось всего лишь использовать выгоды, которые они предоставляли… Это не "сад расходящихся тропок", поскольку любой сад кто-то всё-таки сажал и культивировал; скорее вольно растущий лес, в котором – то влезешь в болото, то забредёшь в непроходимые дебри, то выберешься на поляну, где можно растянуться на зелёной травке.

И напоследок – почему вампиры? А кто ж ещё? – нахально отвечу вопросом на вопрос. О ком ещё известно так много – и так мало? Кто ещё даёт пищу для столь противоречивых представлений? Кто ещё так современен – и так фольклорно-неистребим?

Ну ладно, прекращаю болтовню – и добро пожаловать в заколдованный лес "Мунтеницы". Счастливо заблудиться!

Фотина Морозова,

одна из авторов

и одна из персонажей

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)