ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Имена

Имена

Если вы, уважаемый читатель, добрались до этого пункта, значит, успели уже познакомиться с героями "Мунтеницы" - и теми, кто вписан в скрижали истории, и теми, кто в этих скрижалях даже не ночевал. И, возможно, обнаружив в "Мунтенице" таких не прославленных историей личностей, как боярин Ипате, Мирча Кордеску и другие, заинтересуетесь, откуда они взялись и как получили имена. Мы с Берчану охотно прольём свет на этот вопрос.

Если уж первым номером упомянули боярина Ипате, давайте же разберёмся, почему он – Ипате. Когда в эпизоде о смерти Дракулы зародился этот персонаж, его звали боярин Александру. Показалось слишком длинно и обыкновенно. Пришлось прибегнуть к разновидности гадания по книге, причём книгой послужили сказки Иона Крянгэ, изданные в Бухаресте в чаушесковские времена на русском языке. На первой же раскрытой странице первым бросилось в глаза: "Ипате". Так валашский логофэт обрёл своё имя.

По старшинству за боярином Ипате по праву идёт исследователь румынского национального духа профессор Ионеску. Его основные приметы – характер научной деятельности, связь с "Железной гвардией", эмиграция – указывают на Мирчу Элиаде… Отчего же не Элиаде у нас, а Ионеску? Вовсе не из почтения к почившему профессору Чикагского университета – с нас бы сталось приписать общность с вампирами и ему! Нет, просто сюжет требовал дакийского бэкграунда, отличного по ряду черт от трудов Элиаде. Кроме того, фамилия "Ионеску" (а по-русски "Иванов") создаёт масштаб обобщения, по сравнению с которым редкая, практически уникальная "Элиаде" и рядом не стояла.

Зато Элиаде незримо присутствует и в ином качестве… Вы можете смеяться, но Мирча Кордеску получил своё имя ни от кого другого, как от от него! Собственно, Мирча – это вообще было первое румынское имя, узнанное Фотиной Морозовой в жаркое карпатское лето первого знакомства с В. Цепешем. Об особой употребительности его в роду Бассарабов ей стало известно чуть позже… Но как всё в то лето было наделено необычайной необходимостью, не случайно ей попал тогда в руки журнал "Иностранная литература" с элиадовским рассказом "У цыганок".

Что касается Мирчиной фамилии, то художница Марчела Кордеску иллюстрировала книгу сказок Владимира Колина – одну из популярных румынскоизданных книг советского детства. Там ещё на титуле значилось: "В книге использованы мотивы фольклора народов нашей страны", - что удивляло маленькую Фотину Морозову: "Разве у нас в стране живут турки, венгры, немцы? И почему нет тогда украинцев, казахов, латышей?" Для той девочки "наша страна" была однозначно СССР… Памятником дружбе народов социалистической республики Румыния пусть возвышается в "Мунтенице" фамилия "Кордеску".

Почему Мирчина мать названа Маргаритой? Нельзя не отметить здесь роль знаменитой румынской певицы Маргареты Пысляру, сыгравшей строгую воспитательницу детского сада в двух фильмах о девочке Веронике. Помимо этого, тень гётева "Фауста" витала над главами, в которых фигурирует Маргарита Кордеску. Только если Гретхен у Гёте утопила свою незаконнорожденную дочь, то младенца-мальчика, рождённого другой Маргаритой, ожидала более приемлемая участь… Впрочем, это как посмотреть! Но к именам данная проблематика уже не относится.

Откуда взялось прозвище старосты группы, "Миорица", не надо объяснять тем, кто читал эту народную балладу об овечке, пророчащей герою смерть. А вот с какой стати она – Вероника? Это прекрасное международное имя носила главная женщина в жизни Эминеску: жена его издателя, с которой у поэта была долгая и, как представляется, не слишком радостная связь. Кроме того, повлияли вышеупомянутые фильмы: "Вероника" и "Вероника возвращается".

Дженни… Чтобы найти для героини такое короткое и распространённое в англоязычном мире имя, много усилий не требовалось. Однако ж она родилась из строки не английской, а очень даже русской – пушкинской: "Я прошу, не приближайся к телу Дженни ты своей". Почему нельзя приближаться к телу вампира – комментарии, полагаю, излишни. А вот почему Дженни – Макфарлен? В солидной работе "Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства" А. Я. Гуревич ссылается на… правда, не мисс, а мистера Макфарлена – специалиста по ведовским процессам в Европе. Отсюда же взята тема дипломной работы, которую так и не дописала наша Дженни.

Тудор Дяк – знахарь – не такая крупная личность, чтобы уделять ему массу внимания. Фамилия выхвачена наугад из учебника румынского языка: текст писателя Мирчи Дяка там приводится. Сам учебник был куплен в разгар вампирских увлечений – и сколь упоённо Фотина Морозова находила в нём имя Влада Цепеша, великого деятеля румынской истории! Снова и снова, опять и опять… Откуда взято имя "Тудор" - не вполне ясно, но разрешается не наделять его особой сакральной нагрузкой.

Препарировав таких образом персонажей, было бы несправедливо оставить в стороне авторов – тем более, они тоже из числа персонажей не изъяты, тоже отплясывают эту бесконечную хору, держась за руки со своими вампирами… Итак: откуда, собственно, взялся Штефан Берчану? Он взялся из первой профессии писательницы Фотины Морозовой – которая тогда не была ещё ни Фотиной, ни Морозовой, ни писательницей, а носила совсем другое имя и собиралась посвятить свою жизнь медицине. В связи с чем её школьная подруга (так правоверным медиком и оставшаяся) подарила ей толстенное руководство по гематологии, выпущенное в Бухаресте под редакцией Штефана Берчану. Идея сделать главного гематолога главным вампирологом прямо-таки напрашивалась! Совпадение с именем Штефана Великого непреднамеренно, но не случайно.

Ну, и наконец… Фотина Морозова. "Фотина" - весьма подходящий для Восточной Европы греческо-церковный вариант имени "Светлана", о чём русских надо предупреждать особо. Не то так и будут до скончания веков путать с фамилией "Фотина", где ударение на первом слоге, и с мусульманскими вариациями вроде "Фатьмы"… Фамилия "Морозова" - распространённая не менее, чем "Ионеску" в Румынии – служит данью боярыне Морозовой и всему древлерусскому, сохранявшему и сохраняющему теснейшую связь с Дракулой… Да, именно, всё тем же. Героем "Повести о мунтьянском воеводе Дракуле". А кто-то тут сомневался?

Если вы уже вписаны в скрижали истории, дальнейшее не для вас. А если нет, проанализируйте подобным образом собственные фамилию и имя и вышлите нам, чтобы быть занесёнными в "Мунтеницу". Впрочем, можете этого и не делать: всё равно вы уже туда вписаны… Да, да, именно вы! Ещё как, не отпирайтесь! И это рано или поздно проявится неожиданным и, возможно, не самым приятным для вас образом…

Пугаться, однако, нечего: все мы, в сущности, там. А если нет, так все там будем.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com del.icio.us
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)